Круизная навигация-2023 показала рост пассажиропотока по сравнению с 2022 годом. Однако сезон оказался не таким простым, как хотелось бы компаниям: перевозки пассажиров по круизным маршрутам осуществляло большее количество судов, что стало одним из факторов снижения средней загрузки теплоходов.
Лидер отрасли — компания «ВодоходЪ» — в 2023 году перевезла 148 тыс. человек, что на 23% больше, чем годом ранее. Кроме того, такой пассажиропоток стал историческим максимумом для компании за все годы работы. Предыдущий рекорд был зафиксирован в 2018 году — 133,1 тыс. человек.
По данным Росморречфлота, в 2023 году на внутренних водных путях работали 85 круизных судов вместимостью от 90 до 330 человек, количество пассажиров круизных судов по итогам года оценивается свыше 400 тыс. человек. |
Круизная компания «Созвездие» перевезла на своих судах порядка 50 тыс. человек. Близкий к этому результат у «Донинтурфлота» — более 45 тыс. пассажиров. Следом идет «Мостурфлот» с 37 тыс. круизных туристов.
Самый большой прирост — более чем в два раза — показала компания «Донинтурфлот», чьи теплоходы базируются в Ростове-на-Дону. Для сравнения: в навигацию 2022 года суда «Донинтурфлота» перевезли 17,7 тыс. пассажиров, а в допандемийные времена, когда компания работала с иностранными туристами, средний пассажиропоток за сезон составлял 25 тыс. человек.
Такого роста «Донинтурфлоту» удалось достичь, в том числе за счет того, что на внутренние рейсы были поставлены все 10 судов (против 5 в навигацию 2022 года). По тому же пути пошли и другие круизные фирмы: в общей сложности в 2023 году рынок предложил на 17 теплоходов больше, чем годом ранее. Так, у «Мостурфлота» на речных круизах в 2023 году было задействовано на 3 теплохода больше (в общей сложности 14 ед.), у компании «ВодоходЪ» — на 5 судов (всего — 24).
По мнению директора по развитию круизной компании «Мостурфлот» Светланы Гончаровой, компании выводили на рынок больше теплоходов, опираясь на спрос 2022 года, который в том числе хорошо подстегнула программа кешбэка. «Данная программа в навигацию 2022 года обеспечила, в частности, спрос на весенние и осенние круизы, когда заполняемость теплоходов ниже, чем в высокий сезон, подстегнула интерес путешественников», — пояснила Светлана Гончарова.
В навигацию 2023 года в условиях отсутствия программы туристического кешбэка предложение превысило спрос на круизы, а многие теплоходы как следствие оказались заполнены лишь на 60-70%.
По оценкам аналитиков ИАА «ПортНьюс», средний возраст круизных судов, эксплуатируемых в России, превышает 40 лет. Большинство из них построены в 70-80-х годах прошлого века и являются так называемым советским наследием. Чем старше такой флот, тем выше расходы на его содержание, ремонт, реновацию. При этом постройка новых теплоходов за свой счет, без помощи государства, большинству компаний сегодня не по карману.
По мнению генерального директора судоходной компании «ВодоходЪ» Ришата Багаутдинова, на программу реновации речного круизного флота целесообразно выделить 1,5-2 млрд рублей из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Средства могли бы предоставляться на условиях льготного лизинга под 2,5% годовых на 15 лет. Это позволит провести реновацию круизного флота в трехзвездочном сегменте, поскольку строительство новых судов в данном классе нерентабельно.
Одной из действующих мер поддержки является программа субсидирования строительства гражданских судов взамен сданных на утилизацию. Данная инициатива была запущена в 2017 году и подразумевает замену судов, отслуживших свой срок и не соответствующих современным требованиям безопасности.
ㅤ
Потребность в строительстве нового пассажирского флота, в том числе круизного, составляет 360 ед.
ㅤ
Важным событием для отрасли в 2023 году стала закладка на заводе «Красное Сормово» сразу трех круизных судов типа «Карелия». Ввести в эксплуатацию теплоходы планируется в 2025-2026 годах. Круизные суда класса «река-море» будут эксплуатироваться как на внутренних водных путях, так и в Черном, Азовском, Каспийском и Белом морях (с возможностью захода на Соловецкие острова), а также в акватории Финского залива.
В 2023 году по маршруту так называемой «Московской кругосветки» (Москва — Нижний Новгород — Москва) начал ходить новый колесный теплоход — «Золотое кольцо». Судно было построено АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) по заказу ГК «Гама». В 2024 году круизная компания рассчитывает ввести в работу и второе судно проекта ПКС-180 — «Аурум». Главная особенность обоих теплоходов — возможность работать на тех участках водных путей, где судоходство ограничено или полностью отсутствует. К примеру, габаритная высота позволяет судам пройти по Москве-реке под всеми мостами — от Северного речного вокзала до Южного.
Компания «ВодоходЪ» в новом сезоне обещает вернуть теплоход «Зосима Шашков», который будет курсировать на маршрутах из Ярославля, Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Ну и наиболее ожидаемой в текущем году является передача заказчику пассажирского теплохода «Петр Великий», строительство которого завершается в Астрахани. Таким образом, в 2024 году круизных туристов будет обслуживать еще больше судов.
Важным условием для развития круизных перевозок является наличие соответствующей инфраструктуры в туристических городах. Так, в 2023 году плавучий причал появился в Таганроге (Ростовская область). За сезон здесь побывало три теплохода — «Константин Федин», «Сергей Кучкин», «Александр Радищев».
В Козьмодемьянске (Марий Эл) завершилось строительство причала стоимостью более 295 млн рублей. До этого капитальных причальных сооружений в республике не было. Впервые после 13-летнего перерыва город Юрьевец (Ивановская область) посетил туристический теплоход — четырехпалубный «Мстислав Ростропович». Чтобы заход судна стал возможен, была реконструирована дамба и отремонтирована набережная. Похожая ситуация и в Сызрани (Самарская область): благодаря расчистке русла в город зашел круизный теплоход. Первый за последние 10 лет.
Ремонт причальной инфраструктуры положительно сказался на развитии речного туризма в Удмуртии. Если в 2021 году в город Сарапул за сезон было совершено 13 судозаходов, то в 2023 году — уже 157. И это лишь пара примеров.
При этом большинство участников рынка сходятся во мнении: лучше, когда причалы принадлежат муниципалитетам, а не частным компаниям. Не редко ситуация складывается следующим образом: администрация вкладывает средства в обновление набережной, но именно причальную стенку отдают в частные руки. Как следствие — в некоторых небольших городах тарифы и сборы выше, чем в Москве. В итоге компании предпочитают либо не заходить в такие населенные пункты вовсе, либо существенно сокращать время стоянки.
Еще одна проблема — строятся и ремонтируются причалы, но не создается дополнительная инфраструктура, из-за чего у круизных теплоходов не всегда есть возможность получить с берега на борт питьевую воду, сдать на месте фекальные воды, подключиться к береговому электроснабжению.
В ряд российских нормативных актов, включая закон об основах туристической деятельности, до декабря 2025 года планируется внести изменения, чтобы приравнять круизные суда к гостиницам для предоставления налоговых льгот. Такие планы содержатся в «дорожной карте», которую разработало министерство экономического развития РФ. |
Плохое техническое состояние причальных стенок, а также их недостаточное количество в настоящее время ограничивает круизные перевозки по Байкалу. Президент России Владимир Путин в свою очередь поручил проработать программу развития туризма и пассажирского судоходства на озере. Приведение объектов в нормативное состояние требует значительных финансовых средств, поэтому действовать региональные власти обещают поэтапно. На первых порах в акватории Байкала в Иркутской области планируется обследовать и привести в нормативное состояние три объекта: единый портовый комплекс «порт Байкал», который включает причал, волнолом и береговое укрепление, причальный комплекс «Листвянка» с волноломом и причал «Рогатка».
Согласно опросу ИАА «ПортНьюс», многие круизные компании рассчитывают, что в навигацию 2024 года заработает речной порт и вокзал на территории курорта Завидово (Тверская область), чтобы включить его в свои маршруты. Напомним, строительство комплекса для обслуживания туристических судов в устьевом участке реки Шоша началось в 2020 году.
Фотографии ИАА «ПортНьюс»